Приложение
К приказу МС (К) ОУ
«школы – интернат VIII вида»
№ ___ от «____»____________200 г.
Положение
о педагогических работниках,
осуществляющих функции классного руководителя,
в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат VIII вида»
с. Ножовка Частинского муниципального района
I. Общие положения
1.1 Педагог, осуществляющий классное руководство (далее «классный руководитель»), назначается приказом руководителя образовательного учреждения из числа педагогов или лиц, имеющих педагогическое образование.
1.2 Функциональные обязанности классного руководителя определяются локальным актом, который является приложением к уставу образовательного учреждения.
1.3 В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией РФ, законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», решениями Правительства РФ в области образования и защиты прав детей, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, администрации Пермского края, регионального и муниципального органов управления образованием, уставом образовательного учреждения, данным Положением.
1.4 Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
1.5. Руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В случае отсутствия - директор или должностное лицо, назначенное его приказом.
II. Цель и задачи деятельности классного руководителя
2.1 Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной самореализации в обществе.
2.2 Задачи деятельности классного руководителя:
2.2.1 обеспечить формирование и развитие коллектива класса;
2.2.2 создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития ли ности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения не повторимости и раскрытия его потенциальных возможностей;
2.2.3 формировать у учащихся основы здорового образа жизни, гуманные взаимоотношения между участниками образовательного процесса;
2.2.4 организовать системную работу в классе с учетом возрастных особенностей учащихся;
2.2.5 обеспечить сотрудничество с семьей в интересах детей;
2.2.6 организовать социально значимую, творческую деятельность учащихся.
III. Квалификационные требования к классному руководителю
3.1 Классным руководителем ученического коллектива назначается педагог, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование.
3.2 Классный руководитель должен знать основы педагогики, возрастной психологии и физиологии, школьной гигиены, права ребенка, владеть современными технологиями воспитания, способами и формами воспитательной деятельности, организации свободного времени учащихся.
3.3 Классному руководителю необходимо владеть умениями диагностировать, анализировать получаемые данные, давать психолого-педагогические рекомендации учащимся, педагогам и родителям.
3.4 Уметь строить воспитательную работу с целью сплочения класса, повышения статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений.
3.5 Уметь управлять своим психологическим состоянием.
IV. Функциональные обязанности классного руководителя
4.1 Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического микроклимата для каждого учащегося класса, принимает меры по сохранению физического и психического здоровья, по предупреждению безнадзорности, внутриклассных конфликтов, помогает обучающимся решать проблемы, возникающие в общении со сверстниками.
4.2 Взаимодействует с учителями - предметниками: совместно разрабатывает общие педагогические требования и подходы к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представляет интересы воспитанников на заседаниях педагогического совета; привлекает учителей к работе с родителями; включает обучающихся класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы; совместно с предметниками организует участие детей в предметных неделях и других мероприятиях.
4.3 Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности учащихся, процесс их адаптации и интеграции в классе, школе, социуме, координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную поддержку. При поддержке педагога-психолога анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности учащихся, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности.
4.4 Совместно с социальным педагогом выступает в роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных конфликтов учащихся, по предупреждению безнадзорности, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении со сверстниками, родителями и педагогами.
4.5 Совместно с педагогами дополнительного образования способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
4.6 Постоянно заботится о здоровье воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
4.7 Сотрудничает, консультируется, использует информацию логопеда о речевом состоянии детей при организации воспитательной деятельности.
4.8 Организует изучение учащихся и проводит диагностику обучаемости, организует контроль за посещаемостью, ежедневно отмечая в классном журнале отсутствующих учащихся.
4.9 Проводит родительские собрания с обсуждением результатов деятельности детей, изучает условия семейного воспитания.
4.10 Осуществляет мониторинг достижений учащихся класса в различных видах деятельности, ведет портфолио на каждого воспитанника.
4.11 Взаимодействует с семьей, организует работу по повышению педагогической
и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.
4.12 Несёт ответственность за жизнь, здоровье, личную и психологическую безопасность учащихся. Проводит инструктажи по технике безопасности.
4.13 Регулярно осуществляет контроль за внешним видом учащихся. Организует текущую и генеральную уборку классной комнаты.
4.14 Ведёт в установленном порядке классную документацию: классные
журналы, личные дела. Подводит итоги учебы и успехов каждого ученика с
оформлением их в табеле. Оформляет отчеты по движению и успеваемости
по четвертям и за год, составляет характеристики учащихся.
4.15 Планирует, организует и анализирует учебно-воспитательную работу, сдаёт
план на утверждение заместителю директора по учебно-воспитательной
работе.
4.17 Основная форма организации класса классным руководителем - классный час, который должен проводиться еженедельно за полчаса до уроков.
V. Критерии эффективности деятельности классного руководителя
5.1 Благоприятный климат в ученическом коллективе, отсутствие конфликтных ситуаций.
5.2 Высокий уровень участия детей во внеклассных мероприятиях различных уровней (школьный, районный, краевой).
5.3 Стопроцентное посещение учащихся кружков дополнительного образования.
5.4 Высокий уровень воспитанности школьников.
VI. Права и обязанности классного руководителя
6.1 Классный руководитель имеет право:
6.1.1 систематически обмениваться информацией с администрацией,
педагогическими работниками образовательного учреждения, родителями
по вопросам, входящим в его компетенцию и не ущемляющим
достоинство личности ребенка;
6.1.2 участвовать в совещаниях любого уровня, на которых обсуждается деятельность класса и каждого учащегося;
6.1.3 представлять интересы класса в педагогическом коллективе учреждения образования, в комиссии по делам несовершеннолетних и других представительных органах;
6.1.4 посещать семью учащегося с согласия родителей;
6.1.5 привлекать родителей с их согласия для участия в классных мероприятиях;
6.1.6 участвовать в работе методических объединений классных руководителей.
6.2 Классный руководитель обязан:
6.2.1 обеспечивать соблюдение законных прав и свобод учащихся;
6.2.2 знать и исполнять федеральные, региональные нормативно-правовые документы по вопросам образования и защиты прав детей, устав учреждения, использовать в организационной работе с классным коллективом рекомендации органов управления образованием, методических объединений;
6.2.3 поддерживать постоянную связь с родителями учащихся или лицами, их заменяющими;
6.2.4 обеспечивать участие классного коллектива в общешкольных, районных, региональных мероприятиях;
6.2.5 давать квалифицированные, психолого-педагогические рекомендации школьникам, родителям, учителям-предметникам;
6.2.6 анализировать все стороны и результаты своего труда, соотносить особенности своего труда с результатами облученности и воспитанности школьников;
6.2.7 знать сущность и структуру педагогической деятельности (мотивация, цели,
средства и способы, самоанализ).
VII. Порядок оплаты труда классного руководителя
7.1 Порядок оплаты труда за классное руководство осуществляется за счет субвенций, финансируемых из федерального бюджета, предусмотренного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 854, а также в соответствии с указом губернатора Пермского края от 31.01.2006 г.
№ 6 «О выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений».
7.2 Вознаграждение за классное руководство выплачивается за фактически проработанное время.
7.3 Необходимость оплаты труда педагогическому работнику при замещении классного руководства определяется руководителем образовательного учреждения. Решение оформляется приказом с указанием объема выполняемых работ. Оплата труда при замещении классного руководителя оплачивается за счет средств надтарифного фонда.