Для градации здоровья детей используют его качественную
характеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров
распределяют по 5 группам здоровья:
1
– здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
2
– здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических
отклонений;
3
– больные в компенсирующем состоянии;
4
– больные в субкомпенсированном состоянии;
5
– больные в декомпенсированном состоянии.
П е р в а я г р у п п а – это школьники, у которых отсутствуют
хронические заболевания, недолго или редко болевшие за период наблюдения и
имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое
развитие (здоровые, без отклонений).
В т о р у ю г р у п п у составляют дети и подростки, не страдающие
хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и
морфологические отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно
(более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.
Уточнение состава этой группы особенно важно, так как
функциональные отклонения в той или иной мере препятствуют таким детям в
осуществлении их социальных функций.
Т р е т ь я г р у п п а объединяет тех, кто имеет хронические
заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и
нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного
нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
К ч е т в е р т
о й г р у п п е относятся учащиеся с
хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии
субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения,
с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в
состоянии субкомпенсации).
В п я т у ю
г р у п п у включаются больные с тяжелыми хроническими
заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными
функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило,
такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и
наблюдаются по индивидуальным схемам.
Такой учет позволяет:
1) получить статистические срезы показателей здоровья и
численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья
учащихся данного образовательного учреждения, района или города с целью планирования
оздоровительной работы;
2) оценить эффективность лечебно-профилактической работы,
проводимой в образовательном учреждении;
3) выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей;
4) определить потребность в специализированных мероприятиях и
кадрах.
С. М. Громбахом (1981) была предложена еще одна группировка
популяции, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает
возможность осуществления им основных присущих ему социальных функций. Она в
большей степени учитывает специфику контингента учащихся и также включает 5
групп:
1 – свободное, неограниченное осуществление социальных
функций;
2 – частичное, в узком направлении, ограниченное
осуществление своих социальных функций;
3 – ограниченное осуществление социальных функций;
4 – резко ограниченное осуществление социальных функций;
5 – невозможность осуществления присущих данному лицу
социальных функций. |